7-го сентября в столице Автономного района Внутренняя Монголия, городе Хух-Хото, в рамках монголо-китайской ЭКСПО состоялась рабочая встреча членов Союза Великого Чайного пути. На неё собрались руководители туристских администраций россиских, китайских и монгольских регионов и городов, представители турбизнеса. Большую делегацию и Республики Бурятии возглавил министр, Алдар Доржиев. И это понятно — ведь когда, наконец, Великий Чайный путь реально «заработает», то Бурятия станет одним из его главных бенефициаров.
А пока же, приходится констатировать, что реализация возможностей, которые несет с собой в перспективе ВЧП, » зависла» как из-за логистических проблем, так и из-за позиции Монголии, не готовой пропускать через свою территорию китайских туристов на Байкал.
Монгольская сторона пребывает в иллюзиях, что Монголия является самодостаточной дестинацией и мотивацией для китайских туристов, хотя китайцы постоянно говорят, что у них в АРВМ природа точно такая же, только гораздо богаче уникальными природными и историческими объектами.
А вот Байкал их реально интересует, они готовы ехать к нам на своих автомобилях транзитом через Монголию, но по самому короткому и безопасному маршруту.
А с безопасностью для китайских туристов в Монголии далеко не все благополучно… Не способствует развитию туристского направления «Великий Чайный путь» и наличие визового режима между Россией и Китаем, необходимость получения виз для китайцев, въезжающих в Монголию. Серьёзным ограничивающим фактором является и отсутствие понимания того факта, что Великий Чайный путь — это не просто трансграничный гастрономический тур, а формула всеобъемлющего сотрудничества между нашими странами в сфере туризма и культуры, формула развития меж человеческих связей вдоль Экологического коридора Китай — Монголия — Россия. И туризм — это важный, но не единственный инструмент развития этих связей.
Такое непонимание и приводит каждый раз на подобных встречах к тому, что вместо обсуждения конкретных проблем и поиска их решений все сводится к презентации туристских ресурсов тех или иных регионов, или страны в целом.
К сожалению, так получилось и на этот раз. Скорее всего, так будет и на встрече «министров туризма трёх стран», которая пройдет через месяц, 10-го октября в Ухане, административном центре провинции Хубэй.
Тем не менее, китайская сторона заслуживает похвал за свою настойчивость в продвижении этой темы ВЧП, иначе бы о слово сочетании » Великий чайный путь» давно бы все забыли. А ведь в нём — очень серьезный потенциал развития регионов!
Благодаря китайцам создан Международный союз Великого Чайного пути, проводятся подобные встречи (требующие огромных бюджетов). А все их усилия упираются в отсутствие внятной концепции ВЧП, в сменяемость субъектов управления национальной сферой туризма, а в итоге — в отсутствие преемственности по этой теме.
Журнал «Россия и Китай» — участник едва ли не всех подобных встреч и мероприятий по теме ВЧП — и в Китае, и в Монголии, и в России, поэтому отсутствие прогресса по этой теме в течение многих лет нам очевидно. Как и те первоочередные шаги, которые необходимо делать, чтобы сдвинуть дело с места.